Car Audio


Бывает, что производители автомобилей используют в названиях своих детищ какие-нибудь музыкальные термины: Hyundai Sonata, Citroen Saxo, Suzuki Alto, Skoda Octavia... К сожалению, это никак не связано с качеством и музыкальностью аудиосистем, в них установленных. Можно даже сказать, что автодизайнеры вообще не склонны задумываться, насколько пристойно будет звучать в салоне их фирменное car audio. Вот и в этом солидном серебристом автомобиле выпуска 1995 года со звучным названием Honda Accord Aero Deck SE штатная четырехканальная установка играла, мягко говоря, на очень минорный лад. В порядке эксперимента “хондовскую” аудиосистему было решено усовершенствовать. И вот что из этого вышло.

Сразу определим цель мероприятия: с минимальными затратами добиться в салоне большого японского автомобиля не просто более громкого и объемного звучания, а качества, сопоставимого со средним домашним Hi-Fi. Выделенная на апгрейд сумма (примерно $1000) не позволяла купить и установить сложную автомобильную аудиосистему с сабвуфером и усилителями — для нее потребовалось бы средств вдвое, а то и втрое больше.

Основная особенность автомобиля Honda Accord заключается в том, что в его салоне не предусмотрены места для динамиков на “торпеде” и в задней части. Штатные 16-сантиметровые громкоговорители стоят в передних и задних дверях, причем почти у самого пола, что сразу сказывается на прозрачности звучания системы. Но для начала мы решили своими силами просто произвести замену штатных слабосильных однополосных динамиков на что-нибудь более мощное и “цыкающее”.

Динамики Focal, установленные в штатные места дверей через фанерные демпфирующие прокладки.

Вскоре в двери были установлены такие же по размерам двухполосные акустические системы Clarion SRR1630, которые и мощность подводимую выдерживают впятеро большую, и звучат примерно во столько же раз чище. Замена дала ожидаемый результат: значительно улучшилась общая динамика воспроизведения, система стала четче отрабатывать “удар”, более энергично воспроизводить басовые акустические инструменты и более внятно передавать вокал.

Однако все равно явно не хватало прозрачности (из-за низкой посадки динамиков воспроизводимые ими дисканты как бы “вязли” в ногах водителя и пассажиров), а также чистоты в области высокого баса и нижней середины. Как выяснилось позже, в последнем была виновата не только “хондовская” автомагнитола (кстати, она все же заслуживает хороших слов: не шедевр, конечно, но добротная, надежная и удобная вещь с неплохим кварцевым приемником и кассетником, оборудованным системой Dolby B и мягким электронно-логическим управлением), но и сама акустика салона Honda Accord: звучание полнилось “мусором” — призвуками, возникшими из-за недостаточной жесткости обивки и посадочных мест динамиков.

Стало ясно, что заменой “хондовской” автомагнитолы на более мощную и навороченную кардинально улучшить звучание не удастся. Но и останавливаться на достигнутом не хотелось. Чтобы выровнять тембральный баланс в салоне, мы решили установить спереди другие, на этот раз компонентные высококлассные динамики с кроссоверами. Отдельные “пищалки” таких динамиков можно поставить уже непосредственно на “торпеде”, а их ориентацией относительно слушателя добиться более однородного звукового поля по верхним частотам.

Выбор пал на французские Focal 165-KES. Комплект этих, предназначенных для установки в дверях, акустических систем включает в себя два 140-ваттных басовых динамика с диффузорами из кевлара, пару больших “пищалок” с неодиевыми магнитами и разделительные фильтры второго порядка с крутизной 12 dB на октаву на частоте 4700 Гц.

Обычно такие дорогие динамики, как Focal 165-KES (около $400), принято ставить в очень серьезные автомобильные аудиосистемы. Но ради чистоты эксперимента мы решили рискнуть, хотя из-за этого пришлось отказаться от установки новой дорогой кассетной магнитолы с компакт-дисковым чейнджером в пользу не менее высококлассной дисковой.

Мы остановили свой выбор на новейшей модели автомагнитолы Philips RC 668, исходя из следующих соображений. Во-первых, она недорога ($320) для своих звуковых качеств и уровня оснащения. Во-вторых, удобна в управлении и имеет съемную переднюю панель, что в наше время очень полезно. В-третьих, она достаточно мощна (хотя, в принципе, это не так важно — встроенные во всех приличных автомагнитолах усилители типа р4 х 35 Watt способны без искажений отдавать мощность всего 8 — 10, максимум 14 Вт). И наконец, RC 668 позволяет не только регулировать тембр по НЧ и ВЧ, но и подбирать необходимую тонкомпенсацию (отдельно для баса и отдельно — для верхних частот), а также менять частоту, на которой производится регулировка тембра. Последнее и сыграло определяющую роль в выборе Philips RC 668 — с такими возможностями звуковой тракт аудиосистемы можно настроить куда более гибко, чем при установке аналогичных, пусть даже и более музыкально звучащих магнитол от других производителей.

Итак, в выборе аппаратуры уже кое-что вырисовывалось. Недорогой, но мощный компакт-дисковый рессивер Philips RC 668 будет выполнять роль высококачественного источника и усилителя, реферсные компонентные системы Focal 165-KES, устанавливаемые в передние двери и “торпеду”, будут формировать фронтальное стереозвуковое поле, а уже имеющиеся в наличии добротные двухполосные Clarion SRR1630 разместятся в задних дверях — они не будут давать скучать пассажирам, сидящим сзади, и подзвучат “тыл” для водителя и пассажира спереди.

Оставалось решить главную проблему: как устранить в звучании грязь, вносимую вибрацией посадочных мест динамиков и деталями обивки дверей? Было очевидно, что если не принять соответствующих мер, качество звучания останется все равно на весьма низком уровне, какие бы хорошие и дорогие компоненты мы ни выбрали для аудиосистемы. Улучшить акустические свойства салона, а заодно инсталлировать и всю вышеописанную аудиосистему, любезно согласились специалисты фирмы “Аларм-сервис”, которым неоднократно приходилось на практике решать подобные задачи.

Процесс наклеивания вибропоглощающего материала

Специалисты разобрали все двери автомобиля Honda Accord, посмотрели на их конструкцию и выдали перечень первоочередных мер. Во-первых, все внутренние металлические части дверей требовалось оклеить специальным вибро- и шумопоглощающим материалом. Лучше всего для этого подходит демпфирующее самоклеящееся покрытие, производимое фирмой 3M, а также поглотитель, известный под торговой маркой “Dynamat”. Выяснилось, что нельзя устанавливать динамики непосредственно в металлические гнезда — требуется изготовить из прочной фанеры массивные кольца-прокладки, которые снизят вибронагрузку, идущую от диффузородержателя к металлическим частям двери. Кроме того, следовало наглухо закрыть некоторые технологические отверстия в двери, чтобы создать подобие закрытого акустического оформления. Ну и, наконец, заполнить внутренний объем двери звукопоглощающим материалом.

Потребовался день работы, чтобы установить динамики на массивных фанерных изоляторах. За это время мы сумели купить вибропоглощающий материал Deadliner (аналог Dynamat), производимый американской фирмой Phoenix Gold. Полтора квадратных метра обошлись немногим более $80. Синий лист “дедлайнера” разрезали на полосы, разогрели промышленным феном до пластичного состояния и, отделив защитную пленку, аккуратно прилепили к тем металлическим частям, которые больше всего нуждались в демпфировании.

А вот как выглядит задемпфированная дверь. Над динамиком хорошо видно технологическое отверстие, которое необходимо наглухо закрыть. В противном случае звуковые волны, выходящие через нее, заставят вибрировать обивку двери.

Стоит сказать, что от качества выполнения этой работы сильно зависит эффективность вибропоглотителя. После приклейки его поверхность обязательно нужно еще раз разогреть и плотно прогладить. Наилучший результат достигается, когда таким материалом покрываются все внутренние металлические части дверей и салона автомобиля. Если все сделано правильно, через 10 — 15 минут, когда покрытие остынет и “прихватится” к железу, гудящий призвук полностью исчезнет. При этом даже приклеивание небольших полос материала резко улучшает вибростойкость металлических деталей, влияющих на качество звучания.

Успешно справившись с вибрациями, специалисты проделали остальные работы по доводке дверей и их обивке. Затем были смонтированы “пищалки” и кроссоверы, установлена магнитола, собраны двери и заново произведена вся разводка. Что же получилось?

Уже при первом пробном включении стало ясно, что результат есть. А после того, как была настроена вся система (в частности, на магнитоле было отключено компрессирование, тонкомпенсация по басу установлена в среднее положение, по верху — отключена совсем, регулировка тембра в басовой полосе задана на частоте 40 Гц, по высокочастотной — начиная с частоты 7000 Гц), уже можно было констатировать: эксперимент удался. Звучание новой системы отличалось от прежней так же, как отличается вкус свежего яблока от вкуса компота из сухофруктов.

“Пищалки” развернуты так, чтобы достичь оптимального по диффузности и направленности звукового поля.

Сидящие спереди пассажиры могли наконец-то насладиться детальной, весьма динамичной, тембрально сбалансированной и почти свободной от гудящих призвуков, стереокартиной. При проигрывании компакт-дисков на новой системе даже не возникла нужда в какой-либо дополнительной регулировке тембра: “bass” на магнитоле мы подняли всего до отметки +1, а “treb” даже пришлось немного прибрать до -1...-2. При включении тюнера для достижения оптимального звучания потребовались уже несколько иные регулировки тембра: 3 — по “низам” и аж 5 (!) — по “верху”. Что поделаешь, любят на многих наших радиостанциях компрессировать звук и баловаться с эквалайзерами. Вот где оказывается как нельзя кстати возможность раздельной регулировки тембра для CD и для приемника, которая предусмотрена у Philips RC 668.

Конечно, хотя система и стала звучать на порядок чище, вплотную приближаясь по качеству звучания к большим и сложным автомобильным аудиосистемам, все-таки столь совершенные динамики, как Focal 165-KES, тут же безжалостно выявили недостатки усилителя магнитолы.

На средней отметке громкости в звучание начинали вкрадываться характерные жесткие “транзисторные” вкрапления и металлические нотки (правда, заметность этих искажений нельзя даже сравнить с тем звуковым “мусором”, что ранее вносили резонирующие и вибрирующие двери Honda Accord). А при дальнейшем увеличении громкости магнитола, по-видимому, уже не справлялась с динамиками — звук кратковременно пропадал (видимо, срабатывала защита). Но тут дело уже не в магнитоле, а в динамиках. Focal 165-KES — нагрузка непростая даже для солидных автомобильных усилителей, не говоря уж о скромном и непритязательном, собранном на паре микросхем.

Впрочем, что мешает пойти дальше? Доведенная до ума акустика в салоне Honda Accord есть. И при желании можно поставить и высококлассные усилители, и сабвуфер и даже заменить недорогую компакт-дисковую магнитолу на нечто из автомобильного High End’а. Правда, это уже будет совсем другая история — о том, как недешево дается каждый шаг, приближающий нас к звучанию настоящего car audio.

© Материал еженедельника "Авторевю"

Accord

Технические характеристики
История модели
Дизельный Accord
Аккорд 7-го поколения
Аккорд 7-го поколения (2)
Cедан, универсал, купе
Coupe 2.2i ES
Соло шестого Accordа
Аккорд типа Р-р-р-р
Accord Type-R: Автомобиль для водителя
Не помогай мне, я все сделаю сама!
Купе и Прелюд - сводные братья
Двухдверная нота в гамме «Accord»

Car Audio
Для Европы
Теперь и хэтчбек
Тюнинг от HKS
Аккорд 7-го поколения. Тест драйв.
Явление седьмого Аккорда. Тест драйв "Авторевю".
Покупаем себе Аккорд СВ - серии. Практическое руководство.
Отзывы владельцев на сайте
Отзывы владельцев на Форуме
Купля/продажа на Форуме
 
 


| На главную | Модели | Фотогалерея | В помощь владельцам | Общение | Разное |

 
www.hondamotor.ru    Site © Air    Design © GribNick