Черты японских автомобилей


Странное дело: высоко почитая японскую бытовую технику, население западной части России отказывает в столь же безоговорочном доверии японским же автомобилям. По не очень понятным причинам общественное мнение считает "японки" машинами чуть ли не одноразовыми, недолговечными и капризными. Развенчанию этого мифа, а также национальным особенностям японских автомобилей посвящен нижеследующий текст.

Японская автопромышленность счастливо сочетает количество с качеством. Страна Восходящего солнца обгоняет по "валу" американцев, причем значительная часть продаж обеспечивается в США и Западной Европе. Роман с американским рынком у японцев сложился: достаточно сказать, что в десятке наиболее популярных по итогам продаж в 1998 году США автомобилей - четыре японские модели, причем две из них (Toyota Camry и Honda Accord) занимают почетные первое и второе места (свы- ше 400 тыс. единиц каждая).

В Европе японский блицкриг столь грандиозным успехом не увенчался: ЕЭС, почуяв угрозу местным производителям, в 80-е годы принялся вводить квотирование ввоза японских машин. Японцы быстро сориентировались и построили в Старом Свете свои сборочные заводы (ту же прак- тику они применили и в США) по двум причинам: во-первых, для того, чтобы машины имели европейское происхождение и не подпадали под квоты ЕЭС, а во-вторых, чтобы задобрить правительства европейских стран созданием новых рабочих мест. Особенно преуспел в этом деле Nissan, который, располагая двумя заводами в Англии и Испании, в том же 1998 году произвел в Европе почти 300 тыс. машин. К Nissan подтянулись Toyota, Honda и Mitsubishi. Но то ли европейцы оказались консер вативнее американцев, то ли местные производители эффективнее американских жали на патриотизм своих правительств: несмотря на все японские усилия, любой бывавший в Западной Европе может засвидетельствовать, что в городском потоке преобладают машины местных фирм.

Чтобы закончить с географией, скажем, что Россия относится японскими производителями к европейской зоне операций и продающийся у нас модельный ряд японских автомобилей обычно соответствует западноевропейскому.

Что в "Ниссане" хорошо, что в "Ниссане" плохо

Качество сборки японских автомобилей находится вне конкуренции, что признано не только потребительскими организациями всего мира, но (что важнее для нас) населением России от Западной Сибири до Дальнего Востока. Зачастую предварительно полежавшие пару лет на японской свалке купленные чуть ли не на вес машины доставляются пароходами в восточные регионы России, после чего демонстрируют чудеса выживания в таких условиях эксплуатации, которые и не снились их конструкторам. На дорогах без твердого покрытия, в отсутствие фирменного сервиса и качественного топлива, "японки" бегают годами, вызывая у их владельцев умиление и готовность немедленно отдать японцам спорные Курильские острова в обмен на такие же машины поновее и числом поболее. Дальневосточный авторынок вообще давно отделился от общероссийского, и продать там "Жигули" или "BMW" одинаково малореально. Короче, звание народного автомобиля к востоку от Урала давно принадлежит японцам, а первую скрипку в этом сыграло именно высокое качество.

Вот с чем у японцев действительно пока есть проблемы, так это с дизайном. Спору нет, прогресс налицо - лет пятнадцать назад все японские машины отчетливо напоминали сундуки и идентифицировать их возможно было только после прочтения фирменного шильдика. После недолгого периода увлечения дизайном "а-ля Америка" с осязательным хромированием всего, что только можно, и решетками радиатора в стиле "Lincoln отдыхает" (даже на недорогих моделях) японские дизайнеры обратили свой взор на Европу, и этот путь оказался продуктивным. До сих пор наиболее гармоничной из "японок" внешностью обладают модели, создававшиеся, как бы это помягче выразиться... с оглядкой на европейских конкурентов. Сравните, например, "в профиль" нынешний Mitsubishi Galant и предыдущий BMW третьей серии (кузов Е-36), Lexus LS400 и Mereedes S-класса с кузовом W126. Недавно представленный Lexus LS430 грозит стать мечтой недобитых новых русских, ибо его ненавязчивое сходство с Mereedes W140 подметила вся мировая автомобильная пресса. Признаки единого фирменного стиля - если не понимать пол этим лишь унификцию ралиаторных прорезей на всех моделях - прослеживаются сейчас, пожалуй, только у Honda (последнее замечание целиком основывается на эстетических ощущениях автора). Отдельные днзайнерские всплески типа космического вида внедорожника Isuzu VehiCross только подтверждают правило: средний японский автомобиль довольно безлик и не вызывает безоговорочного опознавания, которое имеет место быть при взгляде па любую модель Mereedes или Volkswagen.

Ну что ж, не сразу Москва строилась. Стиль фирмы в автомобильной индустрии формируется десятилетиями, так что не требуйте от Daihatsu фирменного почерка Jaguar. Помимо всего прочего, основной сегмент рынка для японцев - машины массовые, а автомобили, безошибочно узнаваемые по пробке бензобака, - пища совсем других производителей.

Благоустроенная машина со всеми удобствами

Действительно, чаще всего мы сталкиваемся с японскими автомобилями, относимыми к наиболее массовым европейским классам В, С и D. Статистика российских продаж свидетельствует, что именно такие машины (за исключением класса В, который из-за небольших размеров у нас пока не прижился) популярны у российских покупателей. Это Nissan моделей Almera и Primera, Mitsubishi моделей Lancer и Carisma, Toyota моделей Corolla и Avensis. Японцы, разумеется, выпускают и автомобили, относящиеся и к более высоким классам, в том числе "люкс". Чтобы покупатель не испытывал моральных страданий от приобретения дорогой машины под вполне "народной" маркой, скажем, Toyota, японские маркетологи ввели специальные торговые марки, под которыми продаются машины в "люксовом" исполнении. Дорогим двойником Toyota является Lexus, Nissan - Infiniti, Honda - Acura. Что ж, машины хорошие, но мы оставим их за скобками, ибо по философии они близки скорее к американским автомобилям, поскольку создавались в первую очередь под требования покупателя США.

К фамильным чертам истинно японских машин следует отнести:

1. почти обязательную "мышастость" салона. Передняя торпеда, облицовка дверей, сиденья обычно имеют скромный, немаркий серый цвет. Страшного в этом ничего нет, но от такого однообразия все "японки" воспринимаются на одно лицо. Серость, вероятно, передается и разработчикам приборных панелей и торпед - во всяком случае, увидеть что-либо напоминающее стильные овальные "фордовские" часы на торпеде японской машины невозможно. Все удобно, эргономично - и безлико. Исключение составляют либо машины подороже, выделяющиеся хотя бы обязательной кожаной отделкой салона, либо совсем свежие модели. Весьма лихою вида щиток приборов установлен, например, на Toyota Yam, правда не очень понятно, удобен ли он в пользовании

2. слегка повышенную по сравнению с европейскими конкурентами стоимость технического обслуживания. Вероятно, таким образом японцы берут реванш за то, что продажная стоимость их машин обычо несколько ниже европейцев

3. двигатели японских автомобилей высокотехнологичны и отличаются повышенной отдачей мощности с единицы рабочего объема.

Японцы первыми серийно внедрили на своих двигателях такие новшества, как непосредственный впрыск топлива в камеры сгорания и механизмы с системой регулировки фаз газораспределения и подъема клапанов (изюминка Honda). Моторостроители этой фирмы, похоже, находятся вне конкуренции среди как местных, так и иностранных коллег. Во всяком случае, только инженеры Honda умеют снять 120 л.с. с одного литра объема двигателя без наддува (модель S2000)

4. богатый список дополнительного оборудования. Японские машины даже в базовой комплектации "упакованы" вполне достойно. Европейский производитель дерет дополнительную "штуку" за кондиционер, а японцы спокойно включают его в базовую цену. Такие приятные, мелочи, как электростеклоподьемиики и электрозеркала, прописались на японских машинах раньше, чем на машинах аналогичного класса у конкурентов. Впрочем, японцы исповедуют принцип разумной достаточности: за свои деньги вы получаете ровно столько современного автомобиля, сколько посчитают нужным конструкторы и маркетологи.

Главным достоинством японских машин следует считать их удобство в широком смысле этого слова. Да, можно жаловаться на безликость или непрестижность японских марок, но никто не опровергнет одного: для выполнения своей основной задачи - доставки пассажиров из пункта А в пункт В - они подходят идеально, представляя выверенный компромисс между ценой и качеством.





© KM.RU: Автомобили

Об автомобилях вообще

Особенности двигателей японских автомобилей
Черты японских автомобилей
Двигатель DOHC
Инжекторы - введение
О бензине

Что такое - крутящий момент
Обозначение и маркировка автошин
Свечи рассказывают
Масло - классификация
Масло - маркировка
 
 


| На главную | Модели | Фотогалерея | В помощь владельцам | Общение | Разное |

 
www.hondamotor.ru    Site © Air    Design © GribNick